Украина – военная экономика
Военное вторжение России в Украину стало страшным потрясением для украинской экономики и промышленности, которая последние десять лет и без того переживает непростые времена.
BВП страны упал более чем на 35% – боевые действия проходят именно в тех областях, где находится половина промышленных предприятий страны.[1] Понятно, что пока подсчитать все убытки невозможно, да и война далеко не закончилась, однако уже очевидно, что в целом потери – с учетом еще предстоящих потерь – превысят 1 трлн долларов.[2]
Сейчас с уверенностью можно сказать, что спустя месяц после начала войны инфраструктурные разрушения страны от российского вторжения являются одними из крупнейших и исчисляются в сумму примерно 119 млрд долларов.
Говоря о нынешнем состоянии дел украинской экономики надо учесть, что Россия до последнего времени оставалась ее крупнейшим торговым партнером. Несмотря ни на что. Даже оккупация Крыма и начавшаяся восемь лет назад война на Донбассе не привела к полному разрыву этих связей. Многое ушло в тень, многие схемы стали сложными и непрозрачными, но товарооборот между странами не прервался совсем. По данным Гостаможни Украины, в 2021 году украинские предприятия поставили в РФ товары на сумму, превышающую 3, 4 млрд долларов. В свою очередь объем товаров, отправленных из России в Украину превысил 6,6 млрд долларов. Доля РФ в общем объеме украинского импорта превысила 9 процентов – больше была только доля Китая.[3] В Москве называют даже большие объемы по торговле с Украиной – очевидно, это объясняеся поставками в неподконтрольные Украине регионы Донбасса.
Начавшаяся война обострила одну из ключевых проблем украинской экономики – зависимость от энергетического импорта из России и Беларуси. После вторжения первыми это ощутили украинские сети АЗС. Как пишет РБК-Украина[4], в 2021 году на долю РФ и Беларуси пришлось более 60% поставок дизельного топлива в Украине и половина всего бензина. Теперь этих поставок, по понятным причинам, нет. Порты перекрыты, а значит, невозможно подвозить нефтепродукты морем. Правительству ничего не оставалось, кроме как возобновить импорт топлива из ЕС, что значительно дороже. Стоимость для потребителя компенсировали, отменив акциз и снизив ставку НДС на нефтепродукты. Поставки угля для ТЭС – тут доля России была почти 65% – компенсировали за счет импорта из США и Казахстана. Сейчас министерство энергетики Украины утверждает, что проблем с углем нет. При этом надо учесть, что уровень потребления электроэнергии в целом в стране из-за войны чрезвычайно низкий, в том числе, и из-за падения деловой активности.
Чтобы сохранить свой бизнес, украинские предприниматели эвакуируют сотрудников и производственные мощность на запад страны. Пожалуй, чаще всего – в Львовскую область, которая помогает в рамках государственной поддержки предпринимателей, в первую очередь, подыскивая подходящие площадки для размещения производства. Кто-то перевозит сотрудников и оборудование сам, другие просят помощи у правительства. Forbes-Украина приводит данные главы налогового комитета Верховной Рады Даниила Гетманцева, согласно которым на 20 марта министерство экономики получило более 900 заявок от предпринимателей на эвакуацию. Для 312 компаний уже нашли площадки в одном из девяти принимающих регионов на Западной Украине и теперь помогают организовать переезд, сообщил изданию заместитель министра экономики по вопросам цифровизации Игорь Дядюра.[5]
На территории 15 областей и в Киеве, то есть, там, где сейчас идут бои, до войны находилось более 299 000 предприятий и свыше миллиона физлиц – предпринимателей. Пока, по словам Даниила Гетманцева, которые приводит Forbes-Украина, эвакуацию завершили только 50 компаний, 20 из них уже возобновили производство на новом месте. Принять участие в государственной программе эвакуации могут любые предприятия, расположенные в областях, где идут боевые действия. И с сожалением можно отметить, что бизнесмены на западе страны воспользовались ситуацией и начали спешно поднимать цены на все – от стоимости квадратных метров в квартирах, которые сдавали вынужденным переселенцами с востока Украины до ставок на аренду помещений для эвакуируемых предприятий. Собеседники Forbes-Украина приводят примеры, когда помещение в Киеве им обходилось в 24 гривны за квадратный метр, а во Львове им предлагают платить 150-200 гривен. И тут ничего не скажешь – частная собственность, хозяин сам решает, какую цену за нее назначить. Бизнесмены-переселенцы видят решение проблемы в том, чтобы правительство передавало под такую аренду больше площадок, находящихся в государственной собственности.[6]
Сложнее с тем, чтобы обеспечить жильем сотрудников компаний-переселенцев и членов их семей. По словам друзей автора – бизнесменов из Львова – уже три недели назад город «лопался» от приезжих, жилье нельзя было найти даже в пригородах.
Невозможно не упомянуть тех предпринимателей, которые никуда не уехали и продолжают работать буквально – под пулями и ракетами. В Киеве работают магазины и парикмахерские. Друзья автора говорят – стало лучше со снабжением. Мэр Кличко организовал оборону города и навел порядок в столице. Никакой паники, все четко, водители стали доезжать до логистических центров и доставлять в столичные супермаркеты еду и товары первой необходимости. Сложности лишь с поставками мяса – склады с ним россияне разбомбили.
Друзья автора – владельцы украинских бизнесов – не уезжают никуда. Почти все остались в Киеве. «Наши люди здесь, куда же мы поедем?» – говорят они. «Когда нет перебоев со светом и связью, мы созваниваемся. Поразительно – но это они утешают меня, а не я их» – говорит автор.
[1] https://www.unian.net/economics/finance/vvp-ukrainy-iz-za-nachatoy-rossiey-voyny-upal-na-35-novosti-ukraina-11764231.html
[2] https://www.epravda.com.ua/rus/news/2022/03/29/684865/
[3] https://www.rbc.ua/rus/news/boykot-torgovle-rossiey-ukraina-pokupala-1648237491.html
[5] https://forbes.ua/ru/inside/voyna-vygonyaet-biznes-na-zapad-strany-kak-kompanii-perebrasyvayut-proizvodstvo-v-bezopasnost-i-chto-delat-ostalnym-22032022-4937
Maria Stroeva
Nezávislá novinářka, dlouhá leta žila v hlavním městě Ruské Federace Moskvě. Vystudovala žurnalistiku na Moskevské Státní Univerzitě M. V. Lomonosova. Mnoho let pracovala v ruském státním televizním vysílání. Byla šéfredaktorkou zpravodajských a prognosticko-analytických pořadů. Od roku 2004 do roku 2014 byla hlavní redaktorkou denního živě vysílaného zpravodajského pořadu na ruském televizním kanálu RBK. V roce 2014, po anexi Krymu, opustila Rusko. Několik let pak žila a pracovala na Ukrajině. V současné době žije v Čechách a je hlavní redarktorkou diskuzního pořadu “На самом деле: Россия” na ukrajinském televizním kanále “ДОМ”.
Téma článku
Sdílet tento článek
Link2Ukraine
Link2Ukraine je nezávislým zdrojem analýz, zpráv a expertních vyjádření, jejichž autory jsou akademici, vědci, experti a profesionální novináři. Nezávislí experti sdílejí na naší platformě své znalosti a poznatky o Ukrajině, což je důležité a potřebné především v době, kdy je veřejnost zahlcována přívalem fakenews a spoustou nevěrohodných zpráv. Původ námi publikovaných informací je vždy jasně specifikován.