ПРИВАТИЗАЦИЯ
Земельная реформа – одна из важнейших среди провозглашенных администрацией нового украинского президента Владимира Зеленского. Если даже мельком взглянуть на то, как настойчиво и последовательно власть продвигает идею свободной продажи земли в Украине, станет ясно, что это ключевая идея, фундаментальная. Свободный рынок земли должен стать частью так называемой Большой приватизации в стране. Речь идет о продаже нескольких тысяч государственных предприятий. Большая часть из них давно нерентабельна и не просто не приносит прибыли, но является глубоко убыточной. Айварас Абромавичус, министр экономическго развития Украины в правительстве Арсения Яценюка, начал заниматься подготовкой этих активов к продаже, однако не продержался в министерском кресле и года, мало что успев сделать. Нынешняя власть рассчитывает уже весной 2020 года начать первый этап приватизации, а это означает стремительную подготовку предприятий к продаже.
Первые же шаги в этом направлении вызвали резкую критику со стороны экспертного сообщества. Экономист Павел Вернивский на своей странице в соцсетях отмечает, что неработающие разрушенные предприятия не вызовут интереса со стороны серьезных инвесторов и куда проще и дешевле построить предприятие с нуля, чем покупать и перестраивать развалюху. То есть, купить по дешевке землю, и потом строить на ней что-то новое. Денег в бюджет такая распродажа практически не принесет, а значит, вся затея теряет смысл.
Эту мысль поддерживает и Антон Подлуцкий, соучредитель аналитического кластера «Украинская фабрика мысли», соучредитель портала «КиевВласть». Оценивая для «Time2Ukraine» перспективы.приватизации, он отметил, что до сих пор никто не исследовал потребность Украины в тех или иных объектах. По его мнению, интересы государства и общества в подобной «хаотичной» распродаже абсолютно не учитываются. По мнению Подлуцкого, только некомпетентностью можно объяснить стремление чиновников одним махом избавиться от всего, включая жизненно важные для страны железную дорогу и атомную отрасль со всей единой энергетической системой.
С ним согласен и экономический журналист Сергей Лямец. То, что правительство решило наконец под корень распродать различные бани, центры селекции тараканов и опытные хозяйства по наблюдению за Плутоном – это позитив, – заявил он, отвечая на наш вопрос. Подобных предприятий в Украине сотни, контролировать их работу у государства нет никакой возможности. А они не просто потребляют бюджетные деньги, но и через систему госзакупок сеют коррупцию, в том числе, среди правоохранителей, которые обязаны коррупцию предотвращать.
Но, отмечает Сергей Лямец, есть другая приватизация, которая вызывает огромные вопросы. Во-первых, это продажа стратегических предприятий, которые просто обязаны оставаться в государственной собственности. Речь идет о компаниях, которые внесены в список стратегических. Новая власть голосованием через парламент отменила закон, который запрещает их продажу. Во-вторых, это огромные предприятия вроде Одесского припортового завода или “Центрэнерго”. Они должны продаваться за сотни миллионов долларов. Но все предыдущие годы их готовили к приватизации за копейки. Их специально загоняли в убытки, навешивали на них миллиарды гривен долгов, разрушали контрактную базу. Продавать сегодня эти предприятия не просто групо, а нельзя, уверен Сергей Лямец. Кроме того, есть еще одно чрезвычайное обстоятельство. В Украине идет война. А в воюющую страну не пойдут международные корпорации, которые прежде всего обращают внимание на безопасность инвестиций.
Земельная реформа вызывает куда больше споров, чем приватизация в целом. Следует учесть, что украинские черноземы – одни из самых плодородных земель в мире. Мораторий на продажу земли в Украине существует с 1992 года. Большая часть сельскохозяйственных земель тогда принадлежала колхозам, коллективным предприятиям. В 1999 года землю начали распределять между работниками этих хозяйств. При этом мораторий на продажу сельскохозяйственных земель регулярно продлевался, последний раз – в 2018 году. Его действие заканчивается в конце 2019 года.
Партия власти, «Слуга народа», проводит через Верховную Раду два законопроекта. По сути, они разрешают продажу сельскохозяйственных земель всем инвесторам. Эксперты едины во мнении, что никакой условный запрет на продажу земли иностранцам не будет действенным. Уже сейчас любой иностранный инвестор может при желании скупать украинские земли через подставные юрлица. В стране экономический кризис, поэтому, по оценке экономистов, цена гектара вряд ли превысит 1000 долларов, что совсем не много, учитывая качество земли. Для иностранных инвесторов открывается прекрасная возможность выращивать, скажем, органические продукты, которые сегодня так ценятся в мире.
Антон Подлуцкий видит угрозу в том, что после отмены моратория украинцы утратят свое конституционное право владеть землей. Она будет сосредоточена в руках крупного украинского и иностранного капитала, с которым мелкие арендаторы не смогут играть на равных, даже при том, что на бумаге за ними закрепляется право первоочередного выкупа земельного надела. Сергей Лямец считает, что и у крупных украинских латифундистов нет шансов выстоять перед иностранными игроками. Украинские агрохолдинги закредитованы сверх меры. Тогда как для крупного капитала влить несколько миллиардов долларов в очень мощный базовый актив – не проблема. Более того, в Украину могут зайти фонды прямых инвестиций, для которых стоимость капитала и вовсе нулевая. Сегодня открытие украинского рынка земли активно лоббирует как международный капитал – через МВФ и Всемирный Банк, так и правительство Алексей Гончарука. Мощную поддержку земельная реформа имеет и в Офисе президента.
Однако и многие крупные украинские капиталисты поддерживают открытие рынка земли. Сергей Лямец отмечает, что среди них есть собственники агрохолдингов, но большей частью это влиятельные местные «феодалы» – те, у кого в аренде есть государственная земля. Для этой группы влияния очень важно добиться передачи местным советам права распоряжаться землей. Сейчас это право исключительно у центральной власти, а с ней договариваться намного дороже. Поэтому об административной реформе говорят не реже, чем о земельной.
Согласно социологическому опросу 2017 года, примерно 70 процентов украинцев выступали против снятия моратория на продажу земли. Противники реформы утверждают, что сильнее всего она ударит по сельским жителям и может привести их к обнищанию. При этом Всемирный Банк, напротив, обещает небольшим сельхозпредприятиям доступ к банковскому кредитованию, а бюджету страны – ежегодно допольнительные 1,5 процента к ВВП. В любом случае, Киев сегодня не готов к долгой общественной дискуссии на эту тему и очевидно, что в самое ближайшее время рынок украинских черноземов будет открыт.
Maria Stroeva
Nezávislá novinářka, dlouhá leta žila v hlavním městě Ruské Federace Moskvě. Vystudovala žurnalistiku na Moskevské Státní Univerzitě M. V. Lomonosova. Mnoho let pracovala v ruském státním televizním vysílání. Byla šéfredaktorkou zpravodajských a prognosticko-analytických pořadů. Od roku 2004 do roku 2014 byla hlavní redaktorkou denního živě vysílaného zpravodajského pořadu na ruském televizním kanálu RBK. V roce 2014, po anexi Krymu, opustila Rusko. Několik let pak žila a pracovala na Ukrajině. V současné době žije v Čechách.
Téma článku
Sdílet tento článek
Link2Ukraine
Link2Ukraine je nezávislým zdrojem analýz, zpráv a expertních vyjádření, jejichž autory jsou akademici, vědci, experti a profesionální novináři. Nezávislí experti sdílejí na naší platformě své znalosti a poznatky o Ukrajině, což je důležité a potřebné především v době, kdy je veřejnost zahlcována přívalem fakenews a spoustou nevěrohodných zpráv. Původ námi publikovaných informací je vždy jasně specifikován.